Полный контроль. - Глава 12. Положение тела

Содержание материала

 

ЧАСТЬ 3. ПРИЕМЫ И ТРЕНИРОВКИ

ГЛАВА 12. ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

Как я уже говорил, положение вашего тела сильно влияет на управляемость мотоцикла. Уважаемый сенсей Доген считает, что правильная поза во время медитации сама по себе является просветлением. Я не обещаю, что вы достигнете просветления, если освоите мои "10 шагов к правильному повороту", но обещаю, что взаимные движения вашего тела и байка будут похожи на танец, а не на драку крокодилов.

Эффективность движений

При выполнении "10 шагов" вы совершаете только те движения, которые помогают байку повернуть. Такие методики "эффективных движений" хорошо знакомы профессиональным танцорам и бойцам. Я впервые познакомился с ними, когда стал заниматься боевыми искусствами, чтобы набрать физическую форму, необходимую для гонок. Я узнал, что если полностью расслабить мышцы, которые не нужны для выполнения приема, и сосредоточиться на мышцах, задействованных в приеме, то можно стать сильнее. Кроме того, меня научили, как части тела можно использовать в качестве рычагов, облегчающих выполнение приемов.

Динамика шасси

Для начала нужно осознать, что конструкция мотоцикла позволяет ему проходить повороты быстро и плавно. Добавление водителя в систему влияет на эту способность байка, как правило, не лучшим образом, поэтому задача райдера -стать по возможности "невидимым" для мотоцикла. Другими словами, если вы не можете не влиять на поведение мотоцикла, то старайтесь хотя бы ему помогать.

Однажды я на собственном опыте убедился, что байки без водителя ездят лучше. Я тогда фотографировал заезд в классе 600cc Supersport, в первом повороте Daytona International Speedway. И вот Аарон Йетс, шедший третьим на Suzuki, перетормаживает и падает. Удар получается, таким сильным, что байк подпрыгивает, встает на колеса и устремляется по трассе дальше, обгоняя пилота шедшего вторым и самого Мигеля ДюХамеля, шедшего первым. Конечно, потом пустой мотоцикл все-таки упал, но, тем не менее, доказательство способностей мотоциклов получилось впечатляющим

Найти свой стиль

Некоторые из моих приемов поначалу покажутся вам неудобными, но если вы их освоите, как следует, они станут вашей второй природой. Каждый человек имеет особенности строения тела, разный уровень физической подготовки, гибкости и так далее. Именно поэтому гимнасты, выполняя одинаковые упражнения, получают за стиль разные оценки. Я призываю вас найти свой стиль на основе моих "10 шагов". Основным требованием этого стиля - чтобы движения были удобны для вас. Посмотрите на рисунок, Колин Эдвардс и Нориюки Хага следуют "10 шагам", проходят поворот правильно, но каждый в своем стиле. В то же время стиль Ларри Пеграма нарушает некоторые правила, поэтому его эффективность снижается. Это не значит, что он медленнее, это значит что при прочих равных от тратит больше усилий и, кроме того, его результаты не так стабильны.

Я часто слышу, даже от инструкторов, что в повороте нужно нагружать внешнюю подножку. Однако мой собственный опыт как гонщика и как инструктора говорит, что не важно, какую подножку нагружать, главное, чтобы было удобно. Все вы наверняка видели фотографии Рэнди Мамолы, который вообще снимает в повороте внешнюю ногу с подножки. Поскольку Рэнди побеждал лучших гонщиков, очевидно, что загрузка внешней подножки не является необходимым условием эффективности. Но если вам так удобнее, загружайте на здоровье.

Основное условие грамотного поворота - это выполнение правил максимально удобным и натуральным для вас способом. Не принимайте неестественную позу. Например, при свешивании не старайтесь выставить колено под определенным углом. И не надо в повороте тянуться им и нащупывать землю. Когда скорость будет достаточной, оно само коснется земли. Если же вы водите турер или круизер, и вообще не хотите выставлять колено - не выставляйте. Выполняйте все то же самое, но не так радикально, все равно вы будете ездить быстрее и лучше.

Помните, что для освоения "10 шагов" вам потребуется укрепить некоторые мышцы, особенно поясницы. Поскольку верхняя часть тела должна быть расслабленна, работать придется спине и бедрам.

Верх тела должен быть расслаблен по двум причинам. Во-первых, чем больше мышцы напряжены, тем меньше в них ловкости. Попробуйте три раза расписаться как обычно и обратите внимание, как легко ручка переходит от одной буквы к другой. А теперь сожмите ручку изо всех сил, напрягите руку до плеча и попробуйте расписаться еще три раза. Обратите внимание, насколько труднее контролировать ручку, и как сильно отличаются подписи. То же самое происходит и при управлении мотоциклом - чем более вы расслаблены, тем легче вам управлять и тем стабильнее ваши действия.

Вторая причина, по которой нужно расслабиться, это эффект самоподруливания байка. Если ваши руки и плечи напряжены, вы заставляете байк ерзать под вами, и в результате вы будете проходить повороты шире, чем нужно.

Перекладывание

Перекладывание байка в серии поворотов требует небольшой модификации "10 шагов". Вместо того, чтобы окончить один поворот и начать готовиться ко второму, нужно начать подготовку еще в первом повороте. Когда байк приблизится к выходу из первого поворота, но еще находится в наклоне, займите позицию для следующего поворота, и выполняйте все последующие шаги.

Лучше всего тренировать перекладывание, выписывая восьмерки на большой парковке. Нужно научиться проходить восьмерку без рывко газа, в идеале - не постоянном газе. Восьмерка вообще отличное упражнение, потому что задействует почти все навыки, описанные в

этой книге, и от нее не кружится голова. Если восьмерка дается вам без проблем, значит вы освоили "10 шагов".

10 шагов к правильному повороту

Шаг 1: Сменить положение стоп

Не важно, на каком типе мотоцикла вы ездите, оснащен ли он подножками или площадками для ног, клиренс становится критичным при росте скорости. Если вы зацепите обувью землю в повороте, рывок может быть настолько сильным, что вы упадете. Поэтому перед поворотом поставьте на подножки носки ваших стоп (можно ограничиться только перестановкой одной ноги - внутренней по отношению к предстоящему повороту).

Шаг 2: Сместите тело

Стабильность подвески в повороте -залог

стабильности

байка. Поэтому нужно занять позу для поворота пока байк еще едет прямо, и подвеска легко справится с перемещением вашего веса. Важное правило - держите ось своего тела внутри оси байка. Не важно, на дюйм или на фут - главное, чтобы смещение было вовнутрь и чтобы его величина не менялась во время поворота. То есть если вы вместились вовнутрь на 6 дюймов, поддерживайте эти 6 дюймов при любом угле наклона и возвращайтесь в исходное положение, только когда байк снова распрямится. Кроме того, при смещении тела вовнутрь, да еще и с выставленным коленом, сопротивление воздуха создает дополнительный момент помогающий байку войти в поворот, уменьшая тем самым усилие на руле.

Шаг 3: Толкните от себя внешнюю рукоятку руля

Как только вы заняли позицию для поворота, байк начинает падать в сторону поворота. Чтобы этого не случилось, толкните от себя внешнюю рукоятку руля. В это | момент байк выглядит со стороны довольно странно, потому что наклонен наружу от поворота, а едет прямо. На самом деле, наклон просто компенсирует силу тяжести, которая стремится уронить вас на землю после свешивания.

Шаг 4: Определите точку входа

Как только вы приняли позу для поворота, вы должны быстро определить точку входа. Во время тренировок ее можно пометить конусом. На дороге это может быть заплатка на асфальте, камень, дерево на обочине или просто воображаемая точка. Лучше выбирать такую точку, чтобы вы могли чувствовать, где она, даже не глядя на нее.

Шаг 5: Смотрите сквозь поворот

После выбора точки входа смотрите сквозь поворот как можно дальше, чтобы как можно раньше найти точку выхода. Если конфигурация поворота не дает возможности видеть точку выхода, смотрите как можно дальше, постоянно перемещая взгляд.

Шаг 6: Не давите на внешнюю рукоятку руля В точке входа ослабьте давление на внешнюю рукоятку руля. Сила тяжести и ваше смещенное вовнутрь поворота тело будут продолжать помогать наклонять байк в поворот.

Шаг 7: Толкайте от себя внутреннюю рукоятку руля

В тот самый момент, когда вы перестанете давить на внешнюю рукоятку,начинайте толкать от себя внутреннюю, пока не достигнете желаемого угла наклона. Самое главное - делайте это быстро, но плавно. В наклоне используйте только внутреннюю руку для коррекции курса, при необходимости толкая рукоятку или подтягивая ее. Нужно, чтобы руки не боролись друг с другом за контроль над мотоциклом. Позвольте байку самому стабилизироваться в наклоне, благодаря гироскопическому эффекту и геометрии шасси. Вероятность того, что ваши подруливания дестабилизируют байк гораздо меньше при использовании одной руки. Как ни странно, но руление обоими руками требует больше усилий для поддержания заданного радиуса. Конечно, следует держаться за руль обоими руками, просто на всякий случай. Если вы едете на спортбайка, положите внешнюю руку на бак, это позволит ей расслабиться еще больше, а вы будете уверены, что она не пытается рулить. На турерах или круизерах локоть внешней руки должен смотреть вниз, а плечевые мышцы нужно полностью расслабить.

Внимание: когда будете выполнять этот шаг в первый раз, убедитесь, что внутри поворота достаточно места. Эффективность его столь высока, что скорее всего вы повернете круче, чем планировали.

Шаг 8: Добавьте газ

Как только подвеска в повороте успокоилась, сразу добавляйте газ. Чем раньше и плавнее вы это сделаете, тем лучше. Начальное движение кисти - самый критический момент. Помните, что газ в повороте ограничивается углом наклона. Чем больше угол, тем меньше газа можно добавлять и наоборот. Перебор с газом приводит к срыву заднего колеса. Добавление газа с одновременным рулением на выходе снижает усилие на руле.

Шаг 9: Толкайте внешнюю рукоятку

На выходе помогайте газу контррулением в обратном направлении - толкайте от себя внешнюю рукоятку или тяните на себя внутреннюю. Следите, чтобы во время контрруления не менялось положение оси вашего тела.

Шаг 10: Вернитесь в исходное положение

Большинству водителей не терпится на выходе занять исходное положение. Лучше подождать, пока байк не распрямится полностью или почти полностью. Особенно это важно при выходе с интенсивным ускорением - подвеска и так работает на пределе, лучше не нагружать ее еще и перемещением веса.