Полный контроль. - Глава 21. Тренировка на треке

Содержание материала

 

ЧАСТЬ 5. ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЯ

ГЛАВА 21. ТРЕНИРОВКИ НА ТРЕКЕ

Каждому мотоциклисту полезно бывать на треке. Участвуете ли вы в клубных гонках, ездите на мотоцикле на работу или просто катаетесь по выходным, к треку может быть только одно отношение - чем больше, тем лучше. Конечно, если вы профессиональный гонщик, вас ждут на треке с распростертыми объятьями, а как попасть туда простым смертным?

Все гораздо проще, чем вы думаете. Спрос на трековое время постоянно растет, по всему миру появляются все новые и новые клубы и школы, предоставляющие возможность поездить на треке. Посетите местного мотодилера, скорее всего он спонсирует пару трековых дней. Если нет, поищите школу или клуб, которые вам помогут. В конце концов, можно поискать в Интернете.

Но не бросайтесь на первое попавшееся предложение. Цена может варьироваться от $100 до $2000. Вы можете попасть в группу, которая весь день будет разучивать базовые приемы, а можете попасть на полностью свободные заезды. Так что лучше всего узнать у тех, кто уже занимается в группе, чего вам следует ожидать, если вы решите к ней присоединиться.

Зачем?

Желание поехать на трек порождает множество вопросов. Готов ли я? Как подготовить байк? Каково давление в шинах для трека? Где лучше обгонять? Я постараюсь ответить на эти и другие вопросы, но для начала я отвечу на главный вопрос. Зачем?

Во-первых, улица - не лучшее место для поиска пределов своих способностей и возможностей мотоцикла. На улице вы должны соблюдать правила дорожного движения, следить за трафиком и состоянием дорожного полотна. На треке вы можете полностью сосредоточится на управлении.

Во-вторых, вы проходите одни и те же повороты. На улице один и тот же поворот меняется в зависимости от обстановки, на треке он остается неизменным круг за кругом. Вы знаете его радиус, неровности полотна, трещины и другие особенности. Вы можете в стабильных условиях экспериментировать с точкой торможения, точкой входа, апексом, углом наклона.

Если вы уже научились ездить на грани, на треке можно шагнуть дальше. Например, почувствовать, как шины ведут себя при скольжении.

В любом случае, на треке вы поймете, что пределы мотоцикла лежат гораздо дальше, чем вы думаете. Возможно, у вас бывали ситуации, когда вы входили в поворот слишком быстро, а потом в ужасе наблюдали за приближающимся отбойником. После нескольких дней на треке вы будете справляться с такими ситуациями без паники, просто закладывая байк сильнее. Паника возникает не от того, что вы достигли грани, а от того, что вы не знаете, где проходит эта грань.

Трек не только для отчаянных адреналинщиков, он полезен всем. Уровень ваших навыков и модель байка не важны. Просто поезжайте на трек и научитесь действовать в аварийной ситуации спокойно и уверенно. Даже если вы спокойный и аккуратный водитель, вам это рано или поздно пригодится.

Впрочем, всегда есть люди, которых не надо уговаривать. В них силен соревновательный дух. И не важно, участвуют ли они в клубных гонках или борются со временем на круге, через некоторое время они становятся завсегдатаями трека. Вы тоже можете с удивлением обнаружить, что трек затягивает вас. Для таких как вы существуют специальные клубы, например NESBA (Northeast Sport Bike Association), которая предоставляет новичкам два бесплатных заезда по 20 минут. Они действуют, как драг-дилеры -первая доза бесплатна.

Распространенное опасение - я упаду и покалечу байк. Но почему вы должны упасть? Мы же говорим о трековом дне, а не о гонке. Никто не заставляет вас ехать быстрее, чем вы можете. Уровень риска определяете вы сами. Зато на треке нет встречного и поперечного движения, все едут в одном направлении и все сосредоточены на вождении. Вам не придется ехать рядом с тем, кто думает об ужине, кивает в такт музыке их магнитолы или говорит по мобильному телефону. А ведь на улице такие люди попадаются сплошь и рядом. Конечно, если вы станете рисковать, вы можете упасть, но произойдет это в гораздо более безопасной обстановке, чем на улице.

Есть еще одно опасения - я буду всем мешать. Это зависит от организации трекового дня. Некоторые клубы одновременно выпускают на трассу водителей с разной подготовкой и на разных типах мотоциклов. Конечно, вид проносящихся мимо мастеров несколько настораживает, но поверьте, что для них обгон новичка не представляет никакой трудности, а для вас - никакой опасности. Некоторые же клубы делят водителей на группы по уровню подготовки, так что вы можете записаться в группу новичков. В таких группах действует правило "не обгонять" или "обгонять только на прямых". Конечно, в такой группе медленный водитель будет сдерживать остальных, но грамотные инструкторы могут так построить и вести группу, что этой проблемы не возникает. Если вы подозреваете, что окажетесь самым медленным в группе, поговорите с организаторами, и они наверняка вам помогут. Вообще, на трековых днях царит очень дружеская атмосфера, так что смело обращайтесь за помощью.

Как подготовить мотоцикл?

Требования к байку зависят от клуба. Для NESBA достаточно заклеить фару и показать талон техосмотра. Другие клубы требуют полной подготовки байка, включая замену антифриза на воду и фиксирование крепежа специальной проволокой. Узнайте требования и заранее подготовьте байк в соответствии с ними.

Все клубы проводят осмотр байка перед выездом на трассу. Если в вашем клубе это не принято, серьезно подумайте о его смене. Кто знает, что оторвется от той помойки, которую вы сейчас будете обгонять.

Вот минимальный список для проверки:

- Шины должны иметь как минимум 75% протектора и не иметь проколов и порезов

- Тормоза должны быть прокачаны, колодки не изношены, жидкость не должна подтекать, болт

крепления рычага переднего тормоза затянут.

- Крепеж клипонов, подножек и выхлопной системы должен быть как следует затянут.

- Цепь и звезды не должны быть изношены. Цепь должна быть натянута. Не затягивайте цепь слишком сильно, поскольку подвеска на треке работает в предельных режимах. Используйте рекомендованные производителем значения или даже немного ослабьте цепь. Помните, что значения натяжения цепи приводятся для байка с водителем в седле. Если вы отрегулируете ее на пустом мотоцикле, то цепь натянется сильнее.

- Световые приборы должны быть заклеены, чтобы при падении осколки не усыпали трассу. Советую вам выключить фары -расплавленный скотч очень трудно отдирать.

- Зеркала и поворотники некоторые клубы просят демонтировать. Но даже если это не требуется, я советую вам снять эти детали.

Некоторые клубы требуют заменить антифриз на воду. Такое требование встречается не очень часто, потому что это может отпугнуть потенциальных членов. Тем не менее, я советую вам заменить антифриз, поскольку если он прольется на трассу, то сделает ее очень скользкой, а быстро смыть его не получится. Только потом храните мотоцикл зимой в теплом гараже, иначе вода замерзнет и повредит двигатель.

То же самое относится и к фиксации крепежа специальной проволокой. Лишь немногие клубы требуют этого, чтобы не отпугнуть клиентов. Фиксация крепежа заключается в сверлении маленьких отверстий в головках болтов, пропускании в эти отверстия проволоки, с последующим закреплением другого конца этой проволоки. Цель - избежать откручивания болтов из-за вибрации. На гоночных байках таким образом фиксируют как минимум болт для слива масла, крышку заливной горловины масла и масляный фильтр. Но большинство гоночных ассоциаций требуют фиксации почти всего крепежа - болтов крепления тормозных скоб, осей колес, крышки радиатора и так далее. Мой вам совет - зафиксируйте крепеж вашего байка, даже если ваш клуб этого не требует. Во-первых, это гарантирует вам, что ничего не отвалится от вибраций. А во-вторых, протяжка проволоки после ремонта гарантирует, что вы не забыли затянуть какой-нибудь важный болт.

Неплохо перед выездом не трек установить слайдеры. Сейчас на рынке есть слайдеры для рамы, маятника и руля для всех моделей спортбайков. Эти недорогие детали могут сэкономить вам кучу денег, которые вы отдадите на восстановление пластика, пострадавшего при падении. Относитесь к слайдерам, как к защитной экипировке для байка.

Итак, ознакомьтесь с требованиями клуба и подготовьте ваш байк для трека. Даже если ваш клуб не требует готовить байк в соответствии с гоночным регламентом, я советую вам проделать это.

Какие шины выбрать?

Трековые дни - отличная возможность опробовать гоночную резину. Все производители выпускают модели, изготовленные из специальных смесей. Такие модели имеют некое подобие протектора, благодаря чему они получают сертификацию DOT, однако я не советую использовать их на улице. А вот на треке они будет кстати - позволят вам скинуть время прохождения круга или поднять безопасность при том же времени. Только не забудьте как следует их прогреть. Такие шины работают при больших температурах, чем обычные, поэтому я и не рекомендую использовать их на улице - там им просто негде прогреться.

Трек предоставляет возможность узнать сцепные свойства тех шин, на которых вы обычно ездите по улице. Обычные дорожные шины при грамотном вождении позволяют показывать очень приличное

время круга. Но помните, что слики все-таки лучше, поэтому не гонитесь за гонщиками на обычной резине.

Какое давление должно быть в шинах?

Для езды по улице необходимо поддерживать давление, рекомендованное производителем. Если его снизить его, то шина может перегреться в долгой дороге. На треке же сессия длится 20-30 минут, так что можно немного снизить давление в шинах, чтобы резина лучше прогрелась.

Оптимальное давление нужно тщательно подобрать. Делается это так - вы накачиваете резину до 2,0-2,4 атмосфер. Если день холодный, то есть температура воздуха меньше 15 градусов, начните с 2,0. Если день жаркий, то есть больше 30 градусов, начните с 2,4. Прогрейте резину в течении нескольких кругов, потом начинайте ездить в полную силу. В конце сессии немедленно сдерните перчатку и пощупайте шины. Если они холодные или слегка теплые, вы не вышли на температурный режим и давление нужно снизить на 0,1. Если шины очень горячие и имеют по краям голубоватый оттенок, то следует поднять давление на 0,2

Можно ли арендовать мотоцикл для трекового дня?

Некоторые школы предоставляют курсантам подготовленные байки по их запросу. Например, Keith Code's California Superbike School берет за обучение всего на $200 больше, если курсант арендует мотоцикл у школы. В школе Фредди Спенсера курсантам вообще не разрешают использовать свой байк для обучения, всем предоставляются одинаковые Honda CBR600. Лучше, конечно, использовать байк школы. Это избавит вас от необходимости готовить свой байк и доставлять его к месту обучения. Кроме того, школьный байк даст вам почувствовать преимущества профессиональной настройки подвесок.

Что надеть?

Требования к экипировке зависят от клуба. Все клубы требуют наличия шлема, перчаток, бот и куртки. Некоторые требуют наличия штанов с защитой, для других достаточно, если вы натяните одни джинсы поверх других.

Мой вам совет - выезжайте на трек в полной защите независимо от требований клуба. Полная защита включает в себя или цельный комбинезон или такой, у которого куртка пристегивается к штанам молнией. На вас должна быть жесткая защита спины, плеч, локтей и коленей. Перчатки должны с крагами, которые покрывают рукава как минимум на три дюйма. Голенища бот должны покрывать штаны как минимум на 4 дюйма. Шлем должен быть не старше 3-х лет и ни разу не уроненный.

Синтетические комбинезоны предоставляют неплохой уровень защиты, но несколько стесняют свободу движений на байке. Кроме того, при падениях такие комбинезоны страдают сильнее, чем кожаные.

Как готовиться?

Для трека нужно быть в хорошей форме. Как правило, день состоит из шести-семи получасовых сессий, что довольно много для неподготовленного водителя. Часто можно видеть, как усталые мотоциклисты сидят где-то на травке, вместо того, чтобы кататься.

Усталость вызывается главным образом психологическими, а не физическими нагрузками. Трек подразумевает езду на пределе. В состоянии паники все мышцы чрезмерно напрягаются, и поэтому быстрее устают. Часто бывает так, что человек в конце дня ездит с той же скоростью, что и в начале, а все из-за усталости. Поэтому старайтесь кататься в комфортном режиме, постепенно увеличивая скорость.

Уставшие мышцы рук и плеч сигнализируют вам, что вы недостаточно расслаблены. Старайтесь принудительно расслаблять руки и торс на каждом круге или хотя бы через один.

Варианты трековых дней

Некоторые ездят на трек, чтобы приятно провести время, но большинство все же хочет добиться каких-то целей. Для достижения цели нужно выбрать правильный путь. Конечно, можно выбирать клуб или школу по деньгам и расположению, но не менее важным фактором выбора является методика.

Все трековые дни делятся на следующие категории:

- Открытый трековый день. "Спасибо за деньги. Можете пойти покататься".

- Контролируемый трековый день. "Мы не школа. Но в случае чего - обращайтесь".

- Гоночная школа или школа вождения. " Вы пришли сюда учиться, так что делайте, что говорят".

- Клуб. " Научись плавать или утони. Только не тупи"

Все типы трековых дней имеют определенные правила, которые складываются из правил школы/клуба и правил самой трассы. Если никаких правил нет, не участвуйте в таком дне.

Минимальный набор правил содержит следующие:

- Выезжать на трек можно только в одном месте

- Съезжать с трека можно только в одном месте

- Все ездят в одну сторону. Никогда ни при каких обстоятельствах не ездите в другую сторону.

- Никогда не стойте на полотне трека.

- Если вам по какой-то причине необходимо замедлиться, поднимите левую руку или снимите ногу с подножки, чтобы предупредить других водителей.

Открытые трековые дни

Открытые трековые дни как правило наименее организованы, но самые) дешевые. Цена колеблется в пределах $100-200. Организатором, как правило, выступает какой-нибудь дилер, или группа энтузиастов. Правила поведения на треке самые демократичные. Какой-нибудь придурок вполне может испортить весь день, если не найдется никого,

чтобы поставить его на место. Польза от такого дня целиком зависит от организаторов. Группа опытных и серьезных людей может организовать все на высшем уровне. От толпы идиотов лучше держаться подальше.

Как правило, чтобы присоединиться к нормальной группе, одного желания мало. Нужно чтобы кто-то вас привел, и чтобы вы катались на уровне этой группы. Если ваш уровень слабее, всем придется вас обгонять, а если вы выше - придется обгонять вам. Помните, что ответственность за обгон лежит на том, кто обгоняет.

Где лучше обгонять?

Не существует общепринятых зон для обгона, их расположение зависит от конфигурации трека. При обгоне следует помнить, что вы не на гонке и тут не дают призов. Если вы никак не можете решиться на обгон, но чувствуете, что можете ехать быстрее, выйдите с трека и снова войдите на него перед медленным водителем, или замедлитесь, чтобы отпустить его подальше. Это не так эффектно, как обгон с последующим взмахом руки и уходом в точку, но гораздо безопаснее.

Обгон нужно совершать в момент, когда обгоняемый отдаляется от вас. Например, обгон по внутреннему радиусу нужно совершать на выходе из поворота, когда обгоняемый начинает выпрямлять траекторию, смещаясь к внешней обочине. Можно обгонять на торможении в начале поворота, когда обгоняемый смещается наружу к точке входа. Этот обгон сложнее, потому что есть риск скрестить траектории, так что будьте внимательны. Если вам не нравятся обгоны, совершаемые на свой страх и риск, вам следует посещать контролируемый трековый день.

Контролируемый трековый день

Контролируемые трековые дни немного дороже, но они более организованы. На трассе всегда присутствует опытный инструктор, который контролирует ситуацию и помогает новичкам. Именно такие дни организуются NESBA.

NESBA разделяет водителей на три категории - новичок, опытный и эксперт. Новички ездят маленькими группами за инструктором, который демонстрирует им правильную траекторию, и следит за тем, как они ее прописывают. Инструктор увеличивает темп от сессии к сессии. Новички не могут обгонять инструктора, а друг друга могут обгонять только в определенных местах.

Опытные водители тоже ездят за инструктором и не могут его обгонять, но могут обгонять друг друга в любом месте трека, кроме поворотов. Инструктор следит за техникой вождения и за порядком в группе.

Группа экспертов не имеет инструктора и ограничений на обгон, единственное требование, чтобы обгон был безопасным. Именно в таких группах катаются сами инструкторы.

Катание с NESBA комфортно для водителя любого уровня, потому что всегда можно рассчитывать на помощь. Оно безопасно, потому что медленные водители находятся под присмотром, и обгоны совершаются с соблюдением всех мер предосторожности. Однако, некоторые водители попадают как бы между групп, катание в медленной группе кажется им скучным, а в более быстрой они всем мешают. С такими водителями инструкторы могут позаниматься индивидуально, чтобы поднять его уровень до старшей группы.

Гоночные школы и школы вождения

Школы довольно широко распространены. Некоторые из них предлагают только вождение, другие совмещают практику и теорию. Прежде чем записаться в школу, поговорите с теми, кто ее уже закончил, почитайте отзывы в прессе.

Кое-кому не нравится жесткая дисциплина в школах, когда нужно выполнять упражнение независимо от того, насколько оно вам полезно. Некоторые предпочитают индивидуальные занятия, а в школах все занятия групповые. В общем, постарайтесь понять, подходит ли обучение в школе лично вам, чтобы не пришлось жалеть о потраченном времени и деньгах.

Гоночные клубы

Гоночные клубы распространены по всему миру. Я знаю парня, который гоняется на CBR900RR в России, у меня есть голландский друг, который состоит в гоночном клубе. Похоже, что везде, где есть двигатели внутреннего сгорания, а у мужчин есть тестостерон , рано или поздно начинают гоняться. Некоторые гоняются даже на газонокосилках, что уж тут удивляться популярности мотогонок.

Гоночный клуб - громадный шаг вперед в плане безопасности и дисциплины по сравнению с дворовыми покатушками. Существуют региональные и национальные клубы, объединяющие гонщиков всех уровней, от начинающий до чемпионов. Для вступления в некоторые достаточно иметь подготовленный мотоцикл, другие требуют спортивных заслуг.

Обычно для вступления в клуб нужно пройти теоретическое обучение, где вам расскажут назначение флагов и, если повезет, об особенностях трассы. Потом проводится практическое занятие, на котором вам покажут основные приемы управления мотоциклом. Как правило, придя утром, к вечеру уже можно себя обнаружить на стартовой решетке какой-нибудь гонки новичков. После гонки происходит зачисление в клуб. Не примут вас только если вы совершите что-то по-настоящему глупое, например, врежетесь в кого-нибудь или задавите маршала.

Любой, у кого есть мотоцикл и несколько сотен баксов, имеет возможность получить гоночную лицензию. Большинство клубов требуют от своих членов наличия подготовленного мотоцикла. В

системе охлаждения должна быть вода, световые приборы должны быть демонтированы или заклеены, весь крепеж должен быть зафиксирован. Многие готовят таким образом свой дорожный мотоцикл пару раз, а потом просто заводят себе байк специально для гонок.

Одно из преимуществ членства в гоночном клубе - дешевое трековое время. Например, Central Roadracing Association предлагает для своих членов целый день на треке всего за $50.

Другое преимущество - соревнования. Один мой приятель очень активно катался по улицам. Я долго уговаривал его вступить в клуб, но он просто не верил, что сможет получать на треке больше удовольствия. Наконец, поддавшись уговорам, он посетил трековый день и с удивлением обнаружил, что совсем не умеет ездить. Он стал активно заниматься и здорово гордился своим прогрессом. Наконец, он получил гоночную лицензию, стал участвовать в соревнованиях и только тут он понял разницу между катанием и состязанием. Гонки не для всех, но те, кому они нравятся, не могут без них жить.

Просто сделай это!

Поищите в Интернете, поспрашивайте у дилеров, поговорите с друзьями, вступите в местный клуб или просто поучаствуйте в трековом дне. Приезжайте на трек, я обещаю, что вы не пожалеете об этом. Если, конечно, не упадете. Ну так не падайте!

Трек - это единственное место, где можно оценить свои способности и возможности байка. И не важно, начинающий вы водитель или самый быстрый парень в микрорайоне. Поезжайте на трек и поймите, чего вы стоите на самом деле. Наградой вам станут новые навыки, которые вы сможете использовать как на треке, так и на улице.